Воспоминания Юрия Саульского

Юрий Саульский
Юрий Саульский

— Ты обрисовал, так сказать, бытовую сторону дела. А в творческом плане та знаменитая площадка ведь тоже была весьма любопытна.

— Несомненно. В разные годы в ансамбле «Коктейль-холла» играли многие хорошие музыканты, среди них будущий композитор Ян Френкель (на скрипке и, если надо, на аккордеоне), Пиро Рустамбеков — на саксофоне-альте, Игорь Воронов — на тромбоне и аккордеоне... Режим нашей жизни, несмотря на кажущуюся ее веселость и лихость, был, конечно, страшно напряженным. Я теперь думаю — как выдержали? Ведь, отработав в «Коктейль-холле», шли потом послушать оркестр, игравший в «Метрополе» до трех утра, потом перемещались в «Москву»... А в девять утра я шел на лекции в консерваторию. Выручала молодость.

 

(из интервью "Мой "Черный кот" был первым советским твистом", газета "Век", 17 апреля 2001 г.)
 
Всеобщее восхищение вызывал Ян Френкель. На своей скрипке он воспроизводил манеру лучших джазовых саксофонистов 30-х годов - Хокинза, Уэбстера, Вентуры. Звук его скрипки был очень теплым, полным, интонации исключительно точными. Френкель также был талантливым импровизатором. Привлекала его музыкальность, какая-то истовая влюбленность в джаз. Как сейчас вижу - большого роста, слегка сутулый, он подходил к микрофону и играл на скрипке так, что всё останавливалось, замирало. Скрипка была как бы его продолжением... Это был не просто виртуоз - это был настоящий артист джаза.

 

(из книги Алексея Баташева "Советский джаз". М., 1972)


Годы были трудные, но музыка звучала не только вокруг нас, она звучала в нас самих. Считалось совершенно естественным собраться вдвоем, втроем и музицировать для себя; импровизировать, играть в ансамбле, слушать сочинения своего товарища. В таких собраниях не было более приятного музыканта-собеседника, чем Френкель.

 

(из книги Татьяны Журбинской "Ян Френкель". Серия "Портреты советских композиторов". М., Советский композитор, 1988)